Нарушения речи ребенка: когда бить тревогу?

нарушение речи у детейРечевые нарушения у детей имеют многообразный характер, и не всегда родители замечают проблему, надеясь на то, что все пройдет само, когда малыш подрастет. А когда задержка речевого развития уже становится явной, момент часто бывает упущен.

А ведь своевременная диагностика и правильное лечение у логопеда, невролога, психолога, специалиста по лечебной физкультуре могут не только изменить ситуацию в лучшую сторону, но и полностью избавить от проблемы в дальнейшем. И, напротив, запущенные случаи сложнее поддаются лечению. Важно понимать, что большую часть логопедических проблем нужно убирать до начала обучения ребенка в школе, иначе к ним могут добавиться трудности в обучении, дисграфия и дислексия.

Причины и виды нарушений речи у детей

Сначала разберем причины проблем с речью у детей. В первую очередь, они возникают на фоне проблем со здоровьем у мамы и малыша. Это так называемые органические причины ЗРР. Сложная беременность, резус-конфликт, заболевания матери, токсикоз, родовые травмы, асфиксия в родах, врожденные заболевания у ребенка — все эти ситуации могут привести к сложностям в освоении речи. Речь может нарушаться и вследствие болезней первых лет жизни ребенка, травм черепа.

логопедическая группа фото

Вторая группа причин — функциональные, или социально-бытовые. В неблагополучных бытовых условиях малыш может испытывать дефицит общения, эмоциональные проблемы, психологические стрессы, что напрямую сказывается на его речи. Есть и такой термин, как «педагогическая запущенность», означающий, что с ребенком просто не занимаются, не читают, не играют с ним и т.д.

Все нарушения речи у детей разделяют на 4 большие группы:

  • — патология звукопроизношения: дислалия, дизартрия, ринолалия;
  • — искажение речевого темпа и ритма (заикание);
  • — нарушения, связанные с патологией органов слуха;
  • — общее недоразвитие речи (алалия), утрата уже имевшейся речи (афазия).

Чаще всего речевые нарушения возникают в русле других заболеваний ребенка. В этом случае требуется комплексная помощь различных специалистов, а родителям нужно запастись терпением и настроиться на длительное лечение.

Задержка речевого развития: когда обращаться к специалистам?

Даже внешне здоровый ребенок должен время от времени бывать на приеме у логопеда, психолога, невролога. А если проблемы со здоровьем существуют, их консультации должны стать обязательными. Опишем основные признаки речевого неблагополучия ребенка при сохранном слухе в разном возрасте:

К 1 году пассивная речь начинает переходить в активную. Малыш начинает понимать речь, включается в процесс подражания звукам и действиям, активно занимается с игрушками. Если этого не происходит, возможно, у ребенка задерживается интеллектуальное развитие. Необходимо стимулировать познавательные процессы, делать акцент на смысловую сторону речи. О нормах звукопроизношения, темпа и ритма речи пока говорить рано. Но если малыш плохо лепечет, неэмоционален, не идет на контакт со взрослыми — это настораживающие факторы и повод обратиться к неврологу и отоларингологу.

В 2 года речь ребенка еще может быть недостаточно развитой даже на фоне физиологического и психологического здоровья. У одних детей в 2 года речь развита хорошо, у других почти не развита, но это не всегда является показателем неблагополучия. Ребенку необходимо активное общение со взрослыми теми способами, которые он уже хорошо освоил (жесты, звуки, слоги), игры, целенаправленное развитие мелкой моторики рук. Тогда в ближайшее время у него должна появиться фразовая речь.

https://youtu.be/yuspBATsqS8

К трем годам ребенок уже имеет более развитый речевой аппарат и интеллект и способен изъясняться с помощью простых словесных конструкций. Если этого пока не наблюдается, нужно активно стимулировать малыша к общению, играть в ролевые игры, читать, создавать в быту ситуации, когда ребенок не сможет обойтись без речи. Взрослым не нужно упрекать детей за неправильное произношение, иначе у молчунов и тихонь может развиться страх говорить, боязнь ошибиться. Именно в этом возрасте (с 2 лет 7 месяцев) уже можно выявить речевые нарушения, придя на прием к детскому логопеду.

речевые нарушения у детей

В четырехлетнем возрасте возрастные дефекты речи (замена звуков, искаженное произношение) должны уйти почти полностью. Если нарушения фонематического слуха остаются (р заменяется на л, ш на с, твердые звуки заменяются на мягкие и т.д.), сами они уже не уйдут. Потребуются занятия с логопедом. Иногда ребенку достаточно нескольких занятий, чтобы «поставить» вредную «р» или скорректировать произношение шипящих. В других случаях нужны длительные и, самое главное, регулярные упражнения.

Хорошо помогает обучение в логопедических группах детского сада, где занятия проводятся регулярно и по индивидуальному плану. Но роль родителей в постановке правильного произношения огромна: они должны следить за речью ребенка, поправлять, если это необходимо, и продолжать разносторонне развивать его.

К пяти годам случайных нарушений речи, которых пройдут сами по себе, уже быть не может. Недоразвитие связной речи, слабая речевая активность, сниженные любознательность, коммуникабельность и эмоциональность явно говорят о задержке речевого развития. Такому ребенку срочно требуется комплексное обследование у специалистов и незамедлительная помощь.

Что же касается отдельных проблем произношения (тот же буквы «р») у в целом здоровых детей, их тоже важно устранить ДО школы. Иначе речевые нарушения «пойдут» с ребенком в первый класс, а это чревато новыми, более серьезными проблемами.

Чтобы обследовать детей на речевые нарушения, нужно обратиться к неврологу (невропатологу), лору (отоларингологу), логопеду и стоматологу. Для диагностики задержки речевого развития можно сделать ЭЭГ — электроэнцефалограмму, которая выявит возможные нарушения в участках мозга, и аудиограмму для проверки слуха.