Знает правила, но снова ошибается?

Это может говорить как регуляторной дисграфии, так и регуляторной дизорфографии. Прежде чем делать выводы, нужно обязательно убедиться, что ученик знает правила.

Обычно такие дети бодро и даже с удовольствием рассказывают правило, но, встречая эту орфограмму на письме, будто не замечают ее. Лампочка не включается! Кроме того, они могут написать слово правильно, а при повторении его в тексте вдруг ошибиться. Например, написать пирамида, а следом по тексту — перамида. Бывают случаи, когда ребенок пишет диктант про воду и в половине случаев пишет «вода», а в половине — «вада». Иногда ошибки исправляются ребенком при проверке, иногда нет, это зависит от степени выраженности дефицита. Это явная регуляторная ошибка, но не только. Простые и частотные слова, которые школьник постоянно встречает в жизни, обычно превращаются в целостные картинки (идеограммы), и он их пишет правильно, уже не прибегая к правилам. Если такого не случается —  это нарушение целостного восприятия слов. Стоит проверить зрительно-пространственное восприятие на наличие дефицита.

Как помочь таким ученикам? Потребуется составить программу преодоления трудностей произвольной регуляции, которая будет заключаться в:

  • Приучении ребенка к планированию и самоконтролю не только в учебе, но и в быту. Это планинги, чек листы, проговаривание инструкции, игры по правилам.
  • Добавлении к стандартным обучающим мероприятиям специальных нейропсихологических упражнений на развитие планирования и произвольности действий. Это специальные игры, корректурные пробы и т.д.
  • Включении в обучение дополнительных заданий по преодолению выявленного дефицита. Например, при стойком пропуске гласных в словах пишем «гласные диктанты» (ребенок слушает диктант, но записывает из него только гласные).

А ты проверил?

Регуляторные дети стойко забывают себя проверять. А если и проверяют, то в упор не видят ошибок. Очень важной задачей педагога и родителя является научить школьника самостоятельно, осознанно и результативно проверять свою работу. И речь ведь не только о школьном обучении: частенько такие дети забывают вытереть за собой со стола (или делают это для галочки), кое-как заправляют кровать. Во всех этих случаях поможет простой алгоритм вопросов, который можно использовать абсолютно в любой ситуации.

  1. Напоминаем про необходимость самопроверки. «Ты все правильно сделал?». Если не помогает, то…
  2. Говорим, что ошибка точно есть. «Посмотри получше, мне кажется, у тебя есть ошибка». Если ошибка опять не найдена, то…
  3. Конкретизируем, но не полностью. «Я вижу ошибку в третьей строке». «Обрати внимание, как у тебя рубашка заправлена». Обычно тут 99% ребят находят проблему (ведь как надо — они знают). Если нет, то…
  4. Даем еще более жирную подсказку. «Ты пропустил в строке гласную». «Поищи слово с непроизносимой согласной». «Посмотри, у тебя сзади что торчит». Обычно затруднение на этом уровне уже говорит о незнании правила, его нужно еще раз проработать. Например, вместе поучиться пошагово заправлять рубашку так, чтобы было аккуратно.

Очень важно не указывать на ошибку сразу! Наша задача не сделать ВМЕСТО, а сделать вместе. А затем постепенно передать контроль в руки самого ребенка.